Серикова Светлана Витальевна, музыкальнй руководитель Новоселезневского детского сада "Колокольчик"
Картотека игр и упражнений по театрализованной деятельности.Картотека игр и упражнений по театрализованной деятельности.• Насос Цель. Уточнить и отработать артикуляцию звука С. (Язык находится за нижними зубами, струя воздуха холодная) Описание. Предложить ребёнку длительно произнести звук С (так, как свистит воздух, когда выходит из насоса, губы в улыбке. • Маляр Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность. Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёба, делая движения языком вперёд – назад. Методические указания. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить. Чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубиков, когда продвигается вперёд, и не высовывался изо рта. • Качели Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука Л с гласными А, Ы, О, У. Описание. Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Так, поочерёдно менять положение языка 4 - 6 раз. Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными. • Гармошка Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку) . Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить к нёбу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении. Методические указания. Следить, чтобы, когда открывается рот, губы были неподвижны. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти. • Барабанщики Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым. Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнеся звук Д-Д-Д. Сначала звук Д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Методические указания. Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. Следить, чтобы звук Д носил характер чёткого удара – не был хлюпающим. • Пароход гудит Цель. Вырабатывать подъём спинки языка вверх. Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук Ы. Методические указания. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу. • Пальчик Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Тише, пальчик, не шуми. Братиков не разбуди. Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора! • Цветок Вырос высокий цветок на поляне, Утром весенним раскрыл лепестки. Всем лепесткам красоту и питанье (движения пальцев – вместе, врозь) . Дружно дают под землёй корешки (ладони опущены вниз, прижаты друг к другу тыльной стороной. пальцы разведены) . • Пять воробьёв Пять воробьёв на заборе сидели, Один улетел, а другие запели. И пели. Пока не сморила усталость, Один улетел, их четыре осталось. Сидели вчетвером и немного скучали, Один улетел, И их трое осталось. Сидели втроём и немного скучали. Один улетел, а двое остались. Сидели вдвоём и немного скучали. Один улетел, и один лишь остался. Сидел он один, и совсем заскучал. И он улетел. А сколько ж осталось? • Человечки Побежали вдоль реки дети наперегонки. (Движения указательного и среднего пальцев обеих рук по поверхности стола от себя) . • Замок На двери висит замок. (Пальцы обеих рук соединены в замок) . Кто открыть его бы мог? (Руки, соединённые в замок, тянутся в разные стороны) . Потянули, покрутили, постучали. (Движения сцепленными пальцами от себя, к себе, основания ладоней стучат друг о друга). И открыли, (Пальцы расцепляются) . Домик • Раз, два, три, четыре, пять. (Разжимаем все пальцы по одному из кулака) . Вышли пальчики гулять (Разжимаем все пальцы вместе) . Раз, два, три, четыре, пять. (Сжимаем по очереди пальцы в кулак) . В домик спрятались опять. (Сжимаем все пальцы вместе) . Инсценирование. Стихи • Козлёнок У меня живёт козлёнок, Я сама его пасу, Рано утром в сад зелёный Я козлёнка отнесу. Он заблудится в саду – Я в траве его найду. • Мишка Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Всё равно его не брошу, Потому что он хороший. • Самолёт Самолёт построим сами, Понесёмся над лесами, Понесёмся над лесами, А потом вернёмся к маме. • Слон Спать пора, уснул бычок, Лег в коробку на бочок. Сонный мишка лёг в кровать, Только слон не хочет спать. Головой кивает слон, Он слонихе шлёт поклон. • Зайка Зайку бросила хозяйка, Под дождём остался зайка, Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок. • Грузовик Нет, напрасно мы решили Прокатить кота в машине, Кот кататься не привык, Опрокинул грузовик. • Лошадка Я люблю свою лошадку, Причешу ей шёрстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. • Мячик Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке мяч, Мы поедем за водой, И достанем мячик твой. • Флажок Горит на солнышке Флажок, Как будто я Огонь зажёг. Потешки • Топотушки Топ-топ! Топотушки! Пляшет зайка на опушке, Пляшет ёжик на пеньке, Пляшет чижик на сучке, Пляшет пёсик на крылечке, Пляшет котик возле печки, Пляшет мышка возле норки, Пляшет козочка на горке, Пляшет утка на реке, Черепаха на песке. Топ-топ! Топотушки! Пляшут лапки, пляшут ушки, Пляшут рожки. И хвосты! Что стоишь? Пляши и ты! • Лошадка Цок, цок, цок, цок! Я лошадка – серый бок! Я копытцем постучу, Если хочешь – прокачу! Посмотри, как я красива, Хороши и хвост, и грива. Цок, цок, цок, цок. Я лошадка – серый бок! • Коровушка Ты, коровушка, ступай, В чисто поле погуляй, А вернёшься вечерком, Нас напоишь молочком. • Пастушок Ой, ду -ду, ду-ду, ду-ду Потерял пастух дуду А я дудочку нашла Пастушку и отдала. -На-ка, милый пастушок, Ты спеши-ка на лужок. Там Бурёнка лежит, На теляток глядит, А домой не идёт, Молочка не несёт. Надо кашу варить, Малых деток кормить. • Ножки Нарядились ножки В новые сапожки. Вы шагайте ножки Прямо по дорожке. Вы шагайте-топайте, По лужам не шлёпайте, В грязь не заходите, Сапожки не рвите. • Цыплятки Цып-цып-цып, цыплятки, Есть водица в кадке. Кто меня боится, Тем не дам водицы. Вот бегут цыплятки, Не боятся кадки! Возле кадки блюдце, Все они напьются. Риторические игры на быстрое и чёткое проговаривание звукорядов. • Ма-ма-ма – дома я сижу сама. Оль-оль-оль – мы с тобой купили соль. • Лу-лу-лу – все столы стоят в углу. • Ул-ул-ул – у меня сломался стул. • Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу. • Ло-ло-ло – на дворе стоит тепло. • Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу. • За-за-за – уходи домой, коза. • Же-же-же – дождь прошёл у (же) . • Жо-жо-жо – лужок, снежок, пирожок, творожок. • Песенка жука Жу-жу-жу – я на ветке сижу, Букву –Ж – всё твержу. Я жук, я жук, я тут живу, Жужжу, жужжу, лежу, гляжу, Всю жизнь жужжу: ж-ж-ж-ж. • Жа-жа-жа – есть иголки у е… (жа) Жи-жи-жи – здесь живут е… (жи) . • Ба-ба-ба – из окна видна тру… (ба) . • Бы-бы-бы – на дворе стоят стол… (бы) . • Га-га-га –как гудят прово… (да) . • Жу-жу-жу – молоко дадим е… (жу) . Риторические игры на быстрое и чёткое проговаривание звукорядов. • Ма-ма-ма – дома я сижу сама. Оль-оль-оль – мы с тобой купили соль. • Лу-лу-лу – все столы стоят в углу. • Ул-ул-ул – у меня сломался стул. • Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу. • Ло-ло-ло – на дворе стоит тепло. • Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу. • За-за-за – уходи домой, коза. • Же-же-же – дождь прошёл у (же) . • Жо-жо-жо – лужок, снежок, пирожок, творожок. • Песенка жука Жу-жу-жу – я на ветке сижу, Букву –Ж – всё твержу. Я жук, я жук, я тут живу, Жужжу, жужжу, лежу, гляжу, Всю жизнь жужжу: ж-ж-ж-ж. • Жа-жа-жа – есть иголки у е… (жа) Жи-жи-жи – здесь живут е… (жи) . • Ба-ба-ба – из окна видна тру… (ба) . • Бы-бы-бы – на дворе стоят стол… (бы) . • Га-га-га –как гудят прово… (да) . • Жу-жу-жу – молоко дадим е… (жу) . Словесные игры Доскажи словечко. • Добродушен, деловит, Весь иголками покрыт. Слышишь топот быстрых ножек? Это наш колючий … (ёжик) . • Просыпаюсь утром рано Вместе с солнышком румяным, Заправляю сам кроватку, Быстро делаю … (зарядку) . • Крыша в шапке меховой, Белый дым над головой; Двор в снегу, белы дома, Ночью к нам пришла … (зима) . • Всей семьёй идут гулять • Ночью вдоль дорожек • Ёж – отец, ежиха – мать. • И ребёнок … (ёжик) . • Никак не согласится Она лежать без толку, Кто знает мастерицу- Колючую … (иголку) . • Буду мастером таким, Как наш дядя Евдоким: Делать стулья и столы, Красить двери и полы. • Он большой, Как мяч футбольный, Если спелый – все довольны, Так приятен он на вкус, И зовут его … (арбуз) . • Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей. Он известен, знаменит, Это доктор … (Айболит) . • Михаил играл в футбол, И забил в ворота в … (гол) . У вратаря большой улов, Поймал он в сетку Пять … (голов) . • Я в любую непогоду • Уважаю очень воду. • Я от грязи берегусь – • Чистоплотный серый … (гусь) . • Поглядите, поглядите – Потянулись с неба нити! Что за тоненькая нить – Землю с неба Хочешь сшить? Не ответишь, подождём, Отгадаешь Под … (дождём) . Театрально – игровые упражнения «Расскажи стихи руками». • Каравай Мы играли в «каравай», Кого любишь, выбирай. Каравай был невысок, Третий был ему годок. И играть он не умел, На пол сел и заревел. • Корова На лугу поспела кашка. Кашку ест корова Машка. Машке нравится обед: Ничего вкуснее нет. • Кошка Мы купили кошке К празднику серёжки. Причесали ей усы, Сшили классные трусы. Только как их надевать? Хвостик некуда девать. • Слонёнок. Слонёнок удивил ребят, Слонёнок встал на самокат, Немножко покатался, И самокат сломался. Упражнения на развитие пантомимики. *Баран Был у бабушки баран, Бил он бойко в барабан. И плясали бабочки Под окном у бабушки. Баран букварь купил себе, Он изучал его. Однако, кроме буквы – Б – Не знает ничего. • Гусь Гусь купил себе гармошку, Но дырявую немножко. Хорошо гармошка пела, По – гусиному шипела. Ёжик • Ёжик в бане вымыл ушки, Шею, кожицу на брюшке. И сказал еноту ёж: - Ты мне спинку не потрёшь? • Щенок Гулял по улице щенок, Не то Пушок, не то Дружок. Гулял в метель и солнцепёк, И под дождём гулял и мок. И даже шёл снежок, Гулял по улице щенок. Гулял в жару, в мороз, И в сырость. Гулял, гулял, гулял, И вырос. Творческое задание на выразительность жеста • Счёт по парам Первые – смелые, Вторые – золотые, Третьи – умелые, Четвёртые – простые. Пятые – лохматые, Шестые – полосатые, Седьмые – смешные, Восьмые – озорные. Девятые – усатые, Десятые – носатые. • Детский сад Я люблю свой детский сад, В нём полным – полно ребят. Раз, два, три, четыре, пять, Жаль, что всех не сосчитать, Может сто их, может двести. Хорошо, когда все вместе. • Часы Говорят: часы стоят, Говорят: часы спешат, Говорят: часы идут. Но немножко отстают. Мы смотрели с Мишкой вместе. Но часы стоят на месте… • Мишка Слышит мишка края уха, Как жужжит над ухом муха. Мишка лапой муху хвать! Мухи слыхом не слыхать! Но понять не может мишка, Отчего над ухом шишка… • Шишка Уронила белка шишку. Шишка стукнула зайчишку. Тот пустился наутёк, Чуть не сбил медведя с ног. Под корнями старой ели Размышлял медведь полдня: «Что-то зайцы обнаглели! Нападают на меня! » • Велосипед Велосипед меня понёс. Понёс куда – то под откос. Он там остался без колёс, И дальше я его понёс. Ритмопластика Ритмопластика – это игры, создающие игры, создающие пластический образ; это выражение своих чувств и эмоций через пластику своего тела; ритмопластика развивает движения и фантазию детей. • Котята отдыхают – создание конкретного образа отдыхающих котят – расслабление всего тела. • Полетели птички – движения, имитирующие взмахивания крыльев при полёте птиц. • Как ходят медведи – образ шагающего тяжёлыми шагами медведя. • Как скачет лошадка – создание конкретного образа скачущей лошадки. • Идёт лисичка – образ двигающейся хитрой лисички, виляющей хвостом. • Зайка испугался – образ испуганного присевшего зайчика, пригнувший ушки к головке. • Как скачут зайчики – образ прыгающего зайчика с поднятыми и прижатыми к груди лапками. Упражнения на развитие пантомимики Пантомимика – это упражнения, развивающие двигательные навыки, воображение, мимические движения. • Как качаются веточки у дерева – движения, имитирующие качающиеся на ветру. • Как ходят уточки – движения, изображающие уточек, переливающихся с лапки на лапку. • Как птички пьют водичку – движения, имитирующие птичек, наклоняющих и поднимающих вверх голову. • Как мы делаем зарядку – движения, изображающие движения гимнастических упражнений. • Как летает бабочка – движения, изображающие размах крыльев бабочки. • Как котик лапкой умывается – движения, имитирующие умывающегося лапкой котика. • Как скачет лошадка – движения, изображающие скачущую лошадку. Творческое задание на выразительность жеста Аналогичные упражнения, развивающие выразительность жеста: • Как едет паровоз (круговые вращения руками с продвижением вперёд) • Как птичка клюёт зёрнышки; • Как играют на барабане (соответствующие движения пальцами рук) ; • Как кружатся снежинки (круговые вращательные движения вокруг себя с раскинутыми руками) ; • Как стучат молоточком; • Как зайчик шевелит ушками; • Как играют на дудочке. • Как вы вырастите большими (движения рук, вытянутых вверх) . Упражнения на выразительность движений Аналогичные упражнения, развивающие выразительность движений: летающего самолёта; • Петушка, хлопающего крылышками; • Птичек, желающих взлететь; • Бегающих детей; • Прыгающих кузнечиков; • Танцующих людей. Тренируем эмоции Упражнения на развитие чувств и эмоций детей, на развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста: • Сладкая конфета • Горькое лекарство • Кислый лимон • Грязная бумажка • Красивая игрушка 25 февраля 2017 в 19:46
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.