Серикова Светлана Витальевна, музыкальнй руководитель Новоселезневского детского сада "Колокольчик"
Педагогическая концепция опыта работы на тему «Театр - гармония детства"Педагогическая концепция опыта работы на тему «Театр - гармония детства" отражающая систему работы по развитию эмоциональной сферы средствами театрализованной и музыкальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста их родителями и педагогами «Слово и действие становятся высоко значительными, когда музыка берет их на свои крылья» Анатолий Васильевич Луначарский 1.Актуальность Эмоции играют важную роль в жизни человека. Развитие эмоциональной сферы ребёнка является важнейшей педагогической задачей. Музыка и театр, как действенное средство художественно – эстетического воспитания, развивают эмоциональную отзывчивость ребёнка, его культуру чувств, формируют чувственно – эмоциональную способность человека к пониманию системы разноаспектных, ценностно-смысловых переживаний. Музыка и театр позволяют реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания, применив деятельностный подход к организации образовательного процесса. Проблема развития эмоциональной сферы ребёнка средствами музыки и театра - одна из актуальных проблем нашего времени. В детских садах увеличилось количество детей, которых можно отнести к эмоционально неблагополучным: эти дети отличаются низким уровнем самостоятельности, саморегуляции поведения, неадекватной самооценкой, резкими переменами настроения. Анализируя результаты диагностики музыкального развития в старших группах выяснила, что у многих детей недостаточно развита эмоциональная отзывчивость, не сформированы умения чувствовать и сопереживать различным эмоциональным состояниям, переданным в произведениях искусства. Дети затрудняются выражать свои эмоциональные впечатления, осмыслить и словесно выразить свои переживания. Поэтому, вовлекая детей в мир искусства, определила следующую цель: развивать эмоциональную сферу старших дошкольников средствами музыкальной и театрализованной деятельности, обеспечить становление партнерских отношений между семьей и детским садом. В своей исследовательской деятельности я опиралась на труды таких авторов, как: А.Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду», А.И.Буренина программа «Театр всевозможного», И.А.Генералова программа «Мастерская чувств», Т.С.Григорева программа «Маленький актер», Н.Ф.Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников», О.Радынова «Музыкальные шедевры» и «Музыкальное развитие детей», Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Миланович программа «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр», Л.Б.Фесюкова «Воспитание сказкой», О.А.Шорохова «Играем в сказку» Доказано, что музыкальная и театрализованная деятельность помогает решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные: с художественным образованием и воспитанием детей, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи, создает положительный эмоциональный настрой, снимает напряжённость, решает конфликтные ситуации через игру. На фоне положительных эмоций ребенок учится управлять своим поведением, что, кроме психотерапевтического эффекта, составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Изучив литературу, я пришла к выводу, что, несмотря на множество авторских программ и методических пособий эта тема остается не до конца раскрытой, недостаточно используется развивающий потенциал музыкальной и театрализованной деятельности в детском саду и дома, несмотря на педагогическую привлекательность - универсальность, игровую природу, социальную направленность, коррекционные возможности театра и музыки. Новизна моей педагогической концепции заключается в сочетании педагогических технологий, направленных на развитие эмоциональной сферы дошкольников с музыкальной и театрализованной деятельностью, путем творческого подхода. В процессе работы определила следующие задачи: - развивать эмоциональную сферу ребенка - формировать навыки общения и коллективного творчества - воспитывать творческого, инициативного ребенка, умеющего проявлять свои индивидуальные способности в музыкальной и театрализованной деятельности. 2.Формы организации музыкальной и театрализованной деятельности в детском саду Реализуя поставленную цель и задачи, внедряю в образовательный педагогический процесс такие формы работы, как: · создание развивающей среды (оформление мини-музеев, театральных и музыкальных уголков, изготовление атрибутов и кукол…) · совместная театрализованная музыкальная деятельность в организованной образовательной деятельности и режимные моменты, · самостоятельная театрально-художественная деятельность, · посещение детьми театров совместно с родителями и сверстниками, · театрализованная игра на праздниках и развлечениях 3. Этапы организации музыкальной и театрализованной деятельности Для себя определила этапы организации музыкальной и театрализованной деятельности: 1.Постепенный переход ребёнка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности 2.От индивидуальной игры к игре в группе из трёх-пяти сверстников, исполняющих роли 3.От имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли образа в театрализованной игре. Приобщение детей к разнообразным видам музыкальной и театрализованной деятельности происходит постепенно. Учитывая индивидуальные способности и возможности, степень интереса детей к предложенной деятельности, учебный материал постепенно усложняется: от игр через импровизации к спектаклям, основанным на литературном материале. На первом этапея включаю игры на развитие восприятия, памяти, этюды, игры на развитие навыков общения, творческие задания-придумки на развитие творческого воображения (см. Приложение 1); беседы о театре; выставки; посещение театра, позволяющие дать как можно больше представление о театре, расширить словарный запас детей. На втором этапе работы знакомлю детей с основными эмоциями человека при помощи картинок, игр, сказочных персонажей: «Узнай по голосу», «Что бы это значило», «Угадай эмоцию», «Изобрази животное». Используются рассказы Сутеева, этюды «Подарок», «Настроение», «Кто съел варенье», «Соленый чай», «Собака потерялась». (см. Приложение 1) На третьем этапе применяю систему разнообразных упражнений, направленных на владение своим телом: пальчиковые игры, пантомимические этюды «Придумайте и покажите, как могли бы приветствовать друг друга: крокодилы, жирафы, гуси», «Покажите, как танцевала Золушка, когда: гладила белье, поливала цветы, мыла посуду, вытирала пыль, ловила муху»), упражнения для развития речи (дыхание «Змея», «Насос», «Петушок», «Понюхай цветочек» и др.), артикуляции («Рожицы», «Хомячок», «Поцелуйчик», «Лопатка», «Грибок» и др.), интонации. На четвёртом этапе работаю над ролью. Подбираю музыкальную сказку для инсценировки так, чтобы интересно организовать работу над игрой, чтобы дать возможность ребенку погрузиться в более благоприятный мир, увлекаю детей, ненавязчиво побуждаю их к действиям, к определенной реакции. Моя задача - подтолкнуть детей к добровольному участию в музыкально – театрализованной постановке. Организуя работу с детьми отметила, что наиболее сложным для педагога является момент распределения ролей. Учитывая индивидуальные особенности развития эмоциональной сферы ребёнка старшего дошкольного возраста, использую разнообразные приемы распределения ролей: — выбор детьми роли по желанию; — назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей, имеющих проблемы с речью и трудности в эмоциональном развитии; — распределение ролей по карточкам (дети берут из рук взрослого любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); — проигрывание ролей в парах. На заключительном пятом этапе организую самостоятельное выступление в роли перед разной аудиторией: родители, педагоги, дети. Помогаю ребёнку проанализировать свои переживания, ощущения, качество исполнения роли. 4. Основные методы и приёмы в работе с детьми по развитию эмоциональной сферы на музыкальных занятиях 1.Театральная и музыкальная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей, а также способность к невербальному и вербальному общению. 2.Ритмопластика развивает умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, координировать движения, запоминать заданные позы и образно передавать, освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит ребенку массу радостных минут и огромное наслаждение. 3.Игровые упражнения, направленные на развитие культуры и техники речиспособствуют развитию речевого и певческого дыхания, формированию правильной артикуляции, чёткой дикции, разнообразию интонационной выразительности речи; развитию умения сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи. 4.Беседы – знакомства с основами театральной культуры позволяют знакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре. 5.Актерский тренинг – позволяет развивать навыки действий с воображаемыми предметами; умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.), развивать выразительность движений. 6.Игра на музыкальных инструментах – способствует развитию саморегуляции поведения ребёнка, развивает внимание, память, мышление, координацию движений, музыкальный слух. На ряду с традиционными методами организации музыкальной и театрализованной деятельности использую нетрадиционные коррекционные методы: элементы музыкотерапии, сказкотерапии, куклотерапии, игротерапии, релаксационные техники, игровые музыкальные массажи, валеологические попевки. 5.Структура занятий по музыкальной и театрализованной деятельности Стержнем каждого занятия является игровая тема, которая становится смыслообразующей для развертывания различных вариантов театрализованной деятельности. Вокруг игрового сюжета выстраиваю содержание различных видов деятельности, организую совместное творчество с детьми, предлагая доступные задания в соответствии с возможностями каждого ребенка, занятия с детьми имеет определённую структуру: - игра – приветствие (позволяет организовать детей на работу, способствует развитию эмпатии, сплочению детского коллектива включает задания для развития речевой интонационной выразительности, для развития социально - коммуникативных навыков) - основная часть (способствует развитию актёрских навыков, творческих способностей, развитию саморегуляции поведения включает: игры превращения, образные упражнения, упражнения на развитие детской пластики, ритмические минутки (логоритмика), пальчиковый игротренинг для развития моторики рук и произвольности движений, необходимой для свободного кукловождения, создание атрибутов и декораций, театральные этюды) - рефлексия (помогает осознать детям свой вклад в совместную деятельность и своё отношение к происходившему на занятии, своих чувствах «здесь и теперь», способствует умению анализировать своё поведение, чувства и высказывать своё мнение. - прощание (создаёт ощущение завершённости занятия, вызывает у детей радость от совместного творчества, мотивацию к дальнейшим встречам с педагогом, развивает ответственность выполнения поручений взрослого) Во время занятий считаю необходимым: — внимательно выслушивать ответы и предложения детей; — если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем; — при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними. Организуя культурно – досуговую деятельность (развлечения, праздники, кукольные театры) включаю элементы интерактивного общения с героями. 6.Взаимодействие с педагогами. Моя работа построена на системе взаимодействия с воспитателями детского сада. Процесс проведения занятий носит более полноценный характер, если воспитатель является помощником и партнером в проведении занятия. Зная своих детей, педагог помогает отследить творческие процессы взаимодействия детей в коллективе, их эмоциональное состояние и оказать помощь в проведении индивидуальной работы. Для повышения музыкальной культуры педагогов провожу консультации по вопросам музыкального и театрального воспитания, практикумы, мастер-классы. Благодаря театральной практике, актерским тренингам, воспитатели накапливают знания, умения и навыки, необходимые им в повседневной работе. Речь становится образной, используются «говорящие» жесты, мимика, движение, интонация. Педагоги становятся стрессоустойчивыми, артистичными, приобретают режиссёрские качества и умение заинтересовать детей выразительным воплощением в роли. 7.Взаимодействие с родителями. В соответствии с ФГОС ДО семья является полноценным участником образовательного процесса. Организуя работу с родителями воспитанников, обеспечиваю психолого-педагогическую поддержку семьи. Использую активные формы работы с семьей: консультации по вопросам приобщения детей к миру искусства («Как провести день рожденья дома», «На пороге Новый год»), мастер-классы («Расскажите детям сказку», «Сказкотерапия дома»), семейные мастерские («Чудо-театр дома», «Театр ложек»), музыкально-литературные гостиные («Пусть музыка звучит», «Музыка души»), семейные абонементы («Сказка вместе с мамой», «Мы рисуем музыку»), анкетирование. В театрализованной деятельности участие принимают не только родители, но и бабушки и дедушки. Такие встречи дают взрослым определенный эмоциональный опыт, развивают коммуникативные навыки в системе общения «Ребенок – взрослый». Совместное творчество с детьми заряжает семью положительными эмоциями на длительное время. 8.Результаты и перспективы. Для оценки результативности своей работы я провела диагностику эмоционального развития детей средствами музыки и театра. Сравнив показатели, полученные в начале года и после проведенной работысделала вывод об эффективности влияния музыки и театра на эмоциональное развитие старших дошкольников. Приобретенные детьми знания о средствах эмоциональной выразительности в музыке и театре помогают детям развивать свою эмоционально-чувственную культуру, обогащают внутренний мир каждого ребенка. Дети научились эффективному общению, речевой выразительности, высказывать свои эмоциональные впечатления, адекватно оценивать себя, согласовывать свои действия с партнером по игре, брать ответственность за исполнение роли. Исследование дало возможность обобщить опыт работы по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Практический опыт по данной теме позволил разработать проект Театр и дети. В дальнейшем я планирую: продолжать внедрять театрализованную деятельность на занятиях и тем самым, совершенствовать развитие эмоциональной сферы детей; а также вести просветительскую деятельность по данному вопросу среди педагогов и родителей. 9.Список литературы 1.Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М., 2003. 2.Бекина С.И. Музыка и движение. - М., Просвещение 1989 3. Буренина А.И. Театр всевозможного. - Санкт-Петербург, 2002. 4. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. - М., «Просвещение», 1978. 5. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М., ВАКО, 2006 6. Зимина А.Н. Музыкальные игры и этюды в детском саду. – «Просвещение», 1985 7. Синицина В.В. Умные сказки. – М., «Лист», 1997
9. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – «Просвещение», 1990. 10.Фольклор – музыка – театр. /Под ред. С.И. Мерзлякова - М., ГИС, 1999.Деммени Е.С. За петрушечной ширмой. - Л., 1930. 10.Детский сад: будни и праздники. - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2006 12.Интернет-ресурсы: http://dramateshka.ru Эмоции являются «центральным звеном»
(Л. Выготский) 25 февраля 2017 в 20:07
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.