Серикова Светлана Витальевна, музыкальнй руководитель Новоселезневского детского сада "Колокольчик"
Театрально - игровые технологии в детском садуТеатрально - игровые технологии в детском саду Сегодня перед дошкольным образованием поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса. Формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования является одной из задач образовательного учреждения. Одним из направлений становления и развития коммуникативной компетентности детей является использование театрально-игровой технологии в детском саду. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» поставлена социально значимая задача современного общества – творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Стремление к повышению уровня коммуникативного развития будущих школьников подтверждает актуальность данного опыта и позволяет выделить противоречия: между процессом творческого развития детей и системой традиционного образования; потребностью общества в повышении уровня коммуникативной компетентности, общей культуры и недостаточным опытом приобщения детей к театрализованной деятельности. Используя театрально – игровые технологии, находится решение многих проблем современной педагогики и психологии, связанных с художественным образованием и воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, инициативы и самостоятельности. Новизна нашего опыта состоит в комбинировании элементов известных методик и технологий: создание системы занятий с включением интерактивности в театрализации, внедрение театрально-игровых технологий в разные виды деятельности. Педагогический коллектив нашего детского сада столкнулся с вопросом что такое театрально-игровые технологии. Прежде чем продолжить нам необходимо было разобраться в вопросе: Что такое технология? Как и любая технология, это процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Основные требования (критерии), предъявляемые к педагогической технологии: Концептуальность Системность Управляемость Эффективность ВоспроизводимостьСтруктура образовательной технологии Структура любой образовательной технологии состоит из трех частей:
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным требованиям. Если рассматривать театрально-игровые технологии, то в ней соблюдены все требования.
Теоретическую основу опыта составляют педагогические идеи Натальи Ильиничны Сац, которая является одной из основателей театрального искусства. Ею был создан самый известные в России детский театр, где детям предлагались спектакли, поставленные таким образом, чтобы детям было не скучно и понятно о чем идет речь. Ключевой проблемой ее педагогической теории является идея воспитывающего обучения. Еще одним фундаментом являются психологические идеи выдающегося отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Который отмечал то, что не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что дети создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.
Главная цель использования театрально - игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей. Задачи:
В основу театрально-игровых технологий положена идея взаимодействия взрослого и ребенка, в процессе которого обеспечивается собственное творческое развитие дошкольника, формируются все стороны его личности. Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании социально-коммуникативной компетентности. Основным содержанием социально-коммуникативной компетентности является способность ребенка продуктивно взаимодействовать с окружающими его людьми. Средства, с помощью которых осуществляется взаимодействие, могут быть экспрессивно-мимическими, предметно-действенными и речевыми. Театрализованная деятельность обладает потенциальными возможностями для овладения детьми дошкольного возраста данными средствами в привлекательной для них деятельности, следовательно, этот процесс протекает эффективно, но при условии определенной технологии организации театрализованной деятельности опытным взрослым – носителем социально-коммуникативной культуры. Театрально - игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажами. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. На современном этапе театрально-игровые технологии могут быть использованы: для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации театрально - игровой технологии должно соответствовать требованиям: - выбор игры - зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей; - предложение игры - создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи; - объяснение игры - кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре; - игровое оборудование - должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС; - организация игрового коллектива - игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно. - развитие игровой ситуации - основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности; - окончание игры - анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни. Главный признак педагогической игры в игровой технологии - чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью. В нашем детском саду с 2015 года в сетку занятий во все возрастные группы введено 1 театрализованное занятие в неделю. Основой театральных занятий являются программы Губановой Т.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников» и Маханевой М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», а также методические пособия: Т.С. Григорьевой «Маленький принц», Е.А. Антипиной «Театрализованная деятельность в детском саду», Е.В. Мигуновой «Театральная педагогика в детском саду».
Система работы всего коллектива строится на концентрации и консолидации усилий участников образовательного процесса, направленных на реализацию этого направления. Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка стала неотъемлемой частью всего педагогического процесса в ДОУ. Основные принципы используемой технологии «Обучаемся, играя и подражая». Театрализованная игра как универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения является отнюдь не новшеством и используется в педагогике очень давно. Театрализованные занятия строятся на основе развивающих методик и представляют собой систему творческих игр и этюдов. Содержание театрализованных занятий включают в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения; упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, где он становится соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Занятия проводятся в занимательной и интересной детям форме, основываясь на сюжетном построении. На каждый учебный год музыкальным руководителей для всех возрастных групп составлено перспективное планирование по театрализованной деятельности. С нового учебного года планируем использование новой формы организации развлечений - театральные пятницы «без репетиций». Раз в месяц в каждой возрастной группе в эту пятницу с порога детского сада детей будут встречать сказочные герои и вовлекать детей в театрализованные игры. Роль и методы театрально-игровых технологий Выстраивая систему работы по театрализованной деятельности, мы старались включить те методы и приемы, которые бы стимулировали детей на творчество, носили бы инновационный характер. Для повышения уровня развития творческой инициативы и самостоятельности был разработан проект: «Развитие инициативы и самостоятельности у детей через системное введение театрально – игровых технологий в НОД и СОД». Театрализованная деятельность в детском саду пронизывает все режимные моменты: включается в НОД, в совместную деятельность детей и взрослых, осуществляется в самостоятельной деятельности детей. В основе нашего подхода к построению занятий с использованием методов театральной педагогики лежит социоигровая методика (автор А. П. Ершова), которая предполагает качественно новый уровень взаимоотношений между ребенком и взрослым, и между детьми. Каждое занятие направлено на поиск и использование средств воплощения замысла. Педагоги ДОУ используют в своей работе нетрадиционные формы, методы и средства для развития ребенка, включая театрализованную игру во все формы организации педагогического процесса. Для развития самостоятельности детей используются разнообразные приемы: Выбор детьми роли по желанию. Назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей. Распределение ролей по карточкам. Проигрывание ролей в парах (благодаря этому приему, дети знают слова любой роли в сказке и могут заменять друг друга).В своей работе воспитатели стали использовать полифункциональное игровое оборудование (театрализованная многофункциональная ширма, неоформленный игровой материал и др.). Это даёт возможность детям самим изменять пространственную среду, заниматься деятельностью с позиций своих детских интересов: включить музыку, уединится, организовать театральную деятельность и т. д., а взрослым - возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки. Для того чтобы дети проявили творчество, необходимо было обогатить их жизненный опыт. В связи с этим в каждой группе были организованы занимательные дела с использованием различных видов театров, организации мастерских по изготовлению театрализованных игрушек. Также был включен в образовательный процесс интерактивный театр. В педагогике под интерактивным обучением понимают такую организацию, которое направлено на всемерную активизацию познавательной деятельности детей посредством широкого, желательно комплексного, использования педагогических (дидактических) средств. Мы заинтересовались данным средством поскольку дети всегда стремятся активно поучаствовать в театрализованных мероприятиях. Интерактивный театр - это небольшие спектакли, активно экспериментирующие методы работы со зрителями и предлагающие спектакли, в которых главная роль, отдаётся зрителю. Это яркое, весёлое, музыкальное представление с реквизитом, декорациями, костюмами, где персонажи не только ведут сюжетную линию, но и привлекают в своё действо зрителей, играют с ними, давая возможность ощутить себя в самой гуще сказочных событий. Можно сказать, что в интерактивном театре главный – зритель. Проигрывая с детьми роли, мы не раз убеждались, насколько важно в наше время, чтобы Театр оставался живым и подлинным. Живым – значит, лёгким на подъём и развивающимся. Подлинным – то есть, соответствующим высоким эстетическим канонам. В особенности, если это детский театр, а наша аудитория – дети. Театрализованные игры пользуются неизменной любовью у детей. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются и плачут вместе с куклами, предупреждают их об опасностях, готовы всегда придти на помощь своим героям. В рамках проекта для повышения компетентности педагогов в применении театрально-игровых технологий в детском саду проводились консультации, круглые столы, мастер-классы. Для родителей был проведен День открытых дверей, посвященный театрализации, где была представлена возможность увидеть:
С родителями также было проведено анкетирование. Результаты показали, что, 100% родителей считают, что развитие творческой самостоятельности развивать необходимо, и они согласны оказывать помощь педагогом в проведении театрализованных представлений, 70% родителей могут быть активными участниками работы. Таким образом, родители заинтересованы в проведении такой работы в ДОУ, но при этом мы для себя отметили, что необходимо искать новые формы включения родителей в эту работу. Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет педагогам ДОУ использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана, ведь ребенок, во время театрализованного действа, чувствует себя более раскованно, свободно, естественно, что позволяет эффективнее усваивать познавательную информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений и учиться жить в этом мире, строить свои отношения. В результате реализации нашего проекта уровень творческой самостоятельности у детей: значительно вырос Что говорит об эффективности проводимой работы. Развивается социальная активность детей, самостоятельность, память и воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникабельность, идет развитие речевых и познавательных функций. Подводя итоги, нельзя не отметить эмоциональный подъем у детей, почти полное исключение скованности и страха в общении или в выражении собственного мнения, проявлении самостоятельности в выборе ролей. Накопленный практический материал помогает в увлекательной форме проводить утренники, досуги, развлечения. Целенаправленная организация восприятия интерактивных методов театра детьми дошкольного возраста и их собственная театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на психическое развитие детей этого возраста, и прежде всего – на развитие творческих способностей. Таким образом, представленная технология является средством развития творческих способностей, предполагающих особое внимание и к личности ребенка, и к его музыкально-театральным интересам, а так же к дальнейшему развитию. 25 февраля 2017 в 20:15
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.