Серикова Светлана Витальевна, музыкальнй руководитель Новоселезневского детского сада "Колокольчик"

Выступление на педагогическом совете: «Театрализованная деятельность в детском саду»

  

«Театрализованная деятельность

в детском саду»

Игра – путь к познанию мира, путь к познанию ребенком самого себя,

своих возможностей, способностей, своих пределов. Самопроверка всегда

побуждает к совершенствованию. Уже поэтому игры – важное средство

самовоспитания.

Театрализованная игра, или драматизация, является одним из видов

творческих игр в дошкольном учреждении. Занятия театрализованной

деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и

пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию,

активизируют мышление, воображение, а главное - помогают

психологической адаптации ребенка в коллективе.

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует

освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию

способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями

малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав,

хороводов.

Театрализованная игра - одно из эффективных средств социализации

дошкольника. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения

выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие.

Театрализованная игра - это действия в заданной художественным

произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т. е. она

может носить репродуктивный характер.

Классификация театрализованных игр.

Существует множественность точек зрения на классификацию игр,

составляющих театрально-игровую деятельность.

Предметные и непредметные игры в классификации Л.С. Фурминой.

Дифференциация театрализованных игр по замыслу, по литературному

тексту, по предложенным взрослым обстоятельствам (Е.Л. Трусовой).

В ряде исследований театрализованные игры классифицируются по

средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной

выразительности сюжета.

Театрализованную игру Л.В. Артемова делит на две группы:

драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с

помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика,

пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-

драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого

заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в

пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться

не только текста, но и сценического действия.

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер

концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной

форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового

сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей,

литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки

произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким

произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без

предварительной подготовки.

Л.В. Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций

дошкольников:

· Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на

пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на

руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими

пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за

ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

· Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки

надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит

водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые

игрушки.

· Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной

подготовки.

В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом,

действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и

режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту

самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для

дальнейшего формирования игры и воображения. «Озвучивая» героев и

комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной

выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх

являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок

действует с неподвижной фигурой или игрушкой.

Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в

общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта,

спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и

сюжетных действий.

Л.В. Артемова предлагает классификацию режиссерских игр в

соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо,

пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.).

Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые

устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки. Их

действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается

интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что

создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при

помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-

книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие

события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран.

Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона

картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки

бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из

старых книг, журналов или создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги,

черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря

которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно

получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается

соответствующим звучанием.

Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как

входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры.

Формы организации театрализованной деятельности.

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от

возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный

опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий

потенциал:

1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей

кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и

развлечениях.

2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность

театрализованные игра в повседневной жизни.

3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли,

посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в

ходе изучения регионального компонента с детьми.

Эффективность детской театрализованной деятельности и создание

оригинальных сценических образов обусловлены степенью готовности

дошкольника к ним.

Готовность к театрализованной деятельности ребенка определяется как

система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной

деятельности по созданию спектакля и комфортность ребенка на всех ее

этапах. Эта система включает: знания об искусстве театра и эмоционально-

положительное отношение к нему; умения, позволяющие дошкольнику

создать образ в соответствии со сценической задачей; умение строить

сценический образ действующих лиц; практические умения по

осуществлению собственной сценической деятельности.

Виды театров

Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей

дошкольного возраста. Например, педагоги Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова

рассматривают:

- настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках,

магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);

- стендовый театр (фланелёграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-

книжка);

- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый,

перчаточный, теней);

- верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые)

- напольные куклы (марионетки, конусный театр);

- театр живой куклы (театр с « живой куклой», ростовые, театр масок).

Виды кукол

Для организации театрализованной деятельности можно использовать

игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры,

бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки,

изготовленные самими детьми, сто развивает изобразительные навыки,

ручные умения, творческие способности. Игрушки для настольного театра

могут быть выполнены из бумаги, картона поролона, коробок, проволоки,

природного материала и др.

По способу управления различают пять основных видов кукол:

марионетки, перчаточные, тростевые, на палке, теневые.

Марионетка - кукла, ходящая по полу; к её голове, ногам и рукам

прикреплены нити, с помощью которых её водит актёр, находящийся над

ней, на специальном помосте. Кукол перчаточных, тростевых и на палке

называют верховыми: актёр держит кукол над собой. Перчаточная кукла

надевается непосредственно на руку, с тростевой куклой актёр работает

двумя руками: одной держит корпус, второй управляет тростями,

прикреплёнными к рукам куклы. Теневая кукла - плоское изображение

живого существа, отбрасывающее тень на экран, служащий сценой. Так же

используются: фланелёграф, плоские игрушки, игрушки из конусов и

цилиндров, игрушки из поролона, магнитный театр, игрушки из коробок,

игрушки - говорушки, игрушки из природных материалов, пальчиковый

театр, куклы-перчатки, куклы из варежек, из картона, куклы-танцоры, куклы

из воздушных шаров.

Основные направления работы с детьми:

Театральная игра

Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно

размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему.

Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные

группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное

слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление,

фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

Ритмопластика

Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или

музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать

координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно

передавать их.

Культура и техника речи

Задачи: Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую

дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие

рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки

и стихи, пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры

Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией, с основными

видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем

Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий

с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями,

выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно,

сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).

25 февраля 2017 в 20:36

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.