Серикова Светлана Витальевна, музыкальнй руководитель Новоселезневского детского сада "Колокольчик"

Консультация для воспитателей "Театр и дети"

 ТЕАТР И ДЕТИ.

Участие детей в театрализованных играх и спектаклях становится

возможным при возникновении у них интереса к подобного рода

деятельности, что включает в себя: знание театра как вида искусства, а также

эмоционально – положительное отношение к нему и определенный опыт

собственной театрально – игровой деятельности. Ребенок старшего

дошкольного возраста должен иметь представление о театре, о специфике

театральных профессий, об особенностях процесса подготовки спектакля.

Помочь ему разобраться в этом сложном мире под названием ТЕАТР

призваны мы, педагоги детского сада. Только путем совместной работы всех

специалистов и воспитателей возможен успех этого важного дела.

Эмоционально – положительное отношение детей к театрализованной

деятельности – это устойчивый интерес, адекватная реакция на сценическое

действие, желание участвовать в нем.

Специальные занятия с детьми и их участие в драматизациях, опыт

собственной театральной деятельности помогают сформировать у детей

умение осознанно применять средства образной выразительности

(интонация, мимика, позы, жесты, пантомимика), перевоплощаться

(почувствовать и передать характерные особенности образа), вести ролевой

диалог, соединять речь с движениями.

В процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с

театром и воспитания эмоционально – положительного отношения к нему,

необходимо сформировать представление:

- о театре (его назначении, внешнем и внутреннем оформлении здания,

где расположен театр, и т.д.);

- о специфике актерского искусства;

- о различных театральных профессиях (гример, костюмер, танцор и

др.);

- об особенностях подготовительной работы к спектаклю (кто и как

готовит спектакль);

- о разных видах театрального искусства;

- о правилах поведения в театре.

Поскольку театров в нашем городе нет и нет возможности сводить

детей на экскурсию, можно познакомить детей с устройством и «жизнью»

театра с помощью видеофильма «Здравствуй, театр!», основная цель

которого – дать представление о театре как о культурном учреждении.

Рассказать о роли театра в жизни человека, о людях различных профессий,

работающих в театре, об интерьере здания и т.д. Эти же задачи будут

решаться и во время последующих бесед с использованием наглядного

материала: афиши, рекламы, фотографии (различные театры, сцены из

спектакля) и т.д. Знакомим детей с внутренними помещениями и их

оформлением (фойе, зрительный зал, сцена и др.); подобная работа также

обогащает и активизирует их словарь («декорации», «сцена», «оркестровая

яма», «фойе», «прожектор» и др.). После бесед детям можно предложить

порисовать на такие темы, как «Здание театра», «Приглашение в театр»,

«Мой театр» и др.

Затем целесообразно подвести детей к пониманию и самостоятельному

выделению того, что может служить символом театра. Для этого можно

использовать общеизвестные театральные маски, предложить детям описать

различные «настроения» масок с использованием образных слов, сравнений,

антонимов, и др. Чтобы помочь детям воспринимать маски в качестве

символов театра как искусства, предложите им нарисовать что-нибудь, чтобы

все сразу поняли, что речь идет о театре. Это также способствует развитию

творческого воображения и помогает воспитателю понять, сформировано ли

у дошкольников представление о театре.

Для того чтобы сформировать у детей представление о специфике

деятельности артистов, необходимо просмотреть в записи детский видео-

спектакль. Перед просмотром познакомить с названием пьесы, ее

содержанием. Вы можете провести беседу с детьми, чтобы помочь им

уточнить и систематизировать полученные впечатления, дать оценку

увиденного. Воспитателю же следует обратить внимание детей не только на

то, что происходило, но и какими образными средствами пользовались

актеры.

Детям можно предложить такие вопросы для обсуждения: «Что больше

всего понравилось в спектакле, и почему?»; «Кто из героев понравился?»;

«Как ты узнавал героя?». После просмотра можно предложить детям

нарисовать героев из спектакля, которые понравились или не понравились. В

результате дети постепенно начинают оценивать не только сам образ

(хороший – плохой), но и способы его театрального воплощения,

соответствие средств выразительности внутренней характеристике героя,

соответствие или несоответствие трактовки персонажа артистом тому

представителю о нем, которое сложилось у ребенка.

Решая задачу формирования представления о различных театральных

профессиях, можно подготовить фотоальбом ТЕАТР, где есть цветные

иллюстрации (зал для репетиций, гримерная, костюмерная). Представление о

том, чем занимаются работники театра, углубляет и активизирует интерес

детей к театральному искусству, способствует расширению словарного

запаса (гример, парик, осветитель и др.). Дети узнают о том, чем заняты, что

делают непосредственные участники театрального действия - (актеры,

музыканты, дирижер); кто готовит пьесу к постановке -(режиссер, художник,

балетмейстер); кто обеспечивает все условия для ее осуществления - (гример,

костюмер, осветитель, кассир, билетер, гардеробщик).

Полученные таким образом знания, дети могут использовать в разных

видах деятельности, например: в игровой деятельности - (представляют себя

художником, гримером, артистом, костюмером и т.д.)

Использование в работе с детьми загадок-головоломок помогает

сделать беседы более увлекательными и способствует закреплению знаний о

театре. Кроме того, интересная загадка и неожиданная отгадка вызывают у

детей положительные эмоции.

Кроме конкретных знаний, обеспечивающих определенный уровень

представлений о театре и устойчивый интерес к нему, необходимо дать детям

и этические представления, познакомить с культурой поведения в театре и

других учреждений искусства. Этот аспект должен пронизывать всю работу:

предшествовать непосредственному знакомству с театром, сопутствовать

беседам, играм, изобразительной деятельности и т.д. Необходимо

неоднократно обсуждать с детьми следующие проблемы: «Какие существуют

правила поведения в театре?»; «Кто их должен соблюдать и почему?»; «Как

выразить свою благодарность артистам за их труд и доставленное ими

удовольствие?».

После бесед на эти темы желательно, чтобы дети разыграли сценки на

закрепление правил поведения в театре. Например: дети рисуют билеты,

выбирают «кассира», «билетера». Купив билет, заходят в «зал» (стулья

заранее расставлены как в зрительном зале). «Билетер» помогает «зрителям»

находить свои места. «Зрители» просят помочь найти свое место, благодарят

за помощь, извиняются при проходе по ряду и т.д.

Детям можно предложить представить и разыграть ситуации, в

которых они могли бы оказаться, например: «Представь, что спектакль уже

начался, а ты не можешь найти свое место. Как бы ты поступил?»;

«Представь, что во время спектакля ты начал кашлять. Какие твои

действия?»

25 февраля 2017 в 20:46

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.