Серикова Светлана Витальевна, музыкальнй руководитель Новоселезневского детского сада "Колокольчик"
Консультация для воспитателей "Театр и дети"ТЕАТР И ДЕТИ. Участие детей в театрализованных играх и спектаклях становится возможным при возникновении у них интереса к подобного рода деятельности, что включает в себя: знание театра как вида искусства, а также эмоционально – положительное отношение к нему и определенный опыт собственной театрально – игровой деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста должен иметь представление о театре, о специфике театральных профессий, об особенностях процесса подготовки спектакля. Помочь ему разобраться в этом сложном мире под названием ТЕАТР призваны мы, педагоги детского сада. Только путем совместной работы всех специалистов и воспитателей возможен успех этого важного дела. Эмоционально – положительное отношение детей к театрализованной деятельности – это устойчивый интерес, адекватная реакция на сценическое действие, желание участвовать в нем. Специальные занятия с детьми и их участие в драматизациях, опыт собственной театральной деятельности помогают сформировать у детей умение осознанно применять средства образной выразительности (интонация, мимика, позы, жесты, пантомимика), перевоплощаться (почувствовать и передать характерные особенности образа), вести ролевой диалог, соединять речь с движениями. В процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с театром и воспитания эмоционально – положительного отношения к нему, необходимо сформировать представление: - о театре (его назначении, внешнем и внутреннем оформлении здания, где расположен театр, и т.д.); - о специфике актерского искусства; - о различных театральных профессиях (гример, костюмер, танцор и др.); - об особенностях подготовительной работы к спектаклю (кто и как готовит спектакль); - о разных видах театрального искусства; - о правилах поведения в театре. Поскольку театров в нашем городе нет и нет возможности сводить детей на экскурсию, можно познакомить детей с устройством и «жизнью» театра с помощью видеофильма «Здравствуй, театр!», основная цель которого – дать представление о театре как о культурном учреждении. Рассказать о роли театра в жизни человека, о людях различных профессий, работающих в театре, об интерьере здания и т.д. Эти же задачи будут решаться и во время последующих бесед с использованием наглядного материала: афиши, рекламы, фотографии (различные театры, сцены из спектакля) и т.д. Знакомим детей с внутренними помещениями и их оформлением (фойе, зрительный зал, сцена и др.); подобная работа также обогащает и активизирует их словарь («декорации», «сцена», «оркестровая яма», «фойе», «прожектор» и др.). После бесед детям можно предложить порисовать на такие темы, как «Здание театра», «Приглашение в театр», «Мой театр» и др. Затем целесообразно подвести детей к пониманию и самостоятельному выделению того, что может служить символом театра. Для этого можно использовать общеизвестные театральные маски, предложить детям описать различные «настроения» масок с использованием образных слов, сравнений, антонимов, и др. Чтобы помочь детям воспринимать маски в качестве символов театра как искусства, предложите им нарисовать что-нибудь, чтобы все сразу поняли, что речь идет о театре. Это также способствует развитию творческого воображения и помогает воспитателю понять, сформировано ли у дошкольников представление о театре. Для того чтобы сформировать у детей представление о специфике деятельности артистов, необходимо просмотреть в записи детский видео- спектакль. Перед просмотром познакомить с названием пьесы, ее содержанием. Вы можете провести беседу с детьми, чтобы помочь им уточнить и систематизировать полученные впечатления, дать оценку увиденного. Воспитателю же следует обратить внимание детей не только на то, что происходило, но и какими образными средствами пользовались актеры. Детям можно предложить такие вопросы для обсуждения: «Что больше всего понравилось в спектакле, и почему?»; «Кто из героев понравился?»; «Как ты узнавал героя?». После просмотра можно предложить детям нарисовать героев из спектакля, которые понравились или не понравились. В результате дети постепенно начинают оценивать не только сам образ (хороший – плохой), но и способы его театрального воплощения, соответствие средств выразительности внутренней характеристике героя, соответствие или несоответствие трактовки персонажа артистом тому представителю о нем, которое сложилось у ребенка. Решая задачу формирования представления о различных театральных профессиях, можно подготовить фотоальбом ТЕАТР, где есть цветные иллюстрации (зал для репетиций, гримерная, костюмерная). Представление о том, чем занимаются работники театра, углубляет и активизирует интерес детей к театральному искусству, способствует расширению словарного запаса (гример, парик, осветитель и др.). Дети узнают о том, чем заняты, что делают непосредственные участники театрального действия - (актеры, музыканты, дирижер); кто готовит пьесу к постановке -(режиссер, художник, балетмейстер); кто обеспечивает все условия для ее осуществления - (гример, костюмер, осветитель, кассир, билетер, гардеробщик). Полученные таким образом знания, дети могут использовать в разных видах деятельности, например: в игровой деятельности - (представляют себя художником, гримером, артистом, костюмером и т.д.) Использование в работе с детьми загадок-головоломок помогает сделать беседы более увлекательными и способствует закреплению знаний о театре. Кроме того, интересная загадка и неожиданная отгадка вызывают у детей положительные эмоции. Кроме конкретных знаний, обеспечивающих определенный уровень представлений о театре и устойчивый интерес к нему, необходимо дать детям и этические представления, познакомить с культурой поведения в театре и других учреждений искусства. Этот аспект должен пронизывать всю работу: предшествовать непосредственному знакомству с театром, сопутствовать беседам, играм, изобразительной деятельности и т.д. Необходимо неоднократно обсуждать с детьми следующие проблемы: «Какие существуют правила поведения в театре?»; «Кто их должен соблюдать и почему?»; «Как выразить свою благодарность артистам за их труд и доставленное ими удовольствие?». После бесед на эти темы желательно, чтобы дети разыграли сценки на закрепление правил поведения в театре. Например: дети рисуют билеты, выбирают «кассира», «билетера». Купив билет, заходят в «зал» (стулья заранее расставлены как в зрительном зале). «Билетер» помогает «зрителям» находить свои места. «Зрители» просят помочь найти свое место, благодарят за помощь, извиняются при проходе по ряду и т.д. Детям можно предложить представить и разыграть ситуации, в которых они могли бы оказаться, например: «Представь, что спектакль уже начался, а ты не можешь найти свое место. Как бы ты поступил?»; «Представь, что во время спектакля ты начал кашлять. Какие твои действия?» 25 февраля 2017 в 20:46
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.